Мы Вам перезвоним

Домашнее задание

24.01.2018

Ряд современных политиков и журналистов ратуют за отмену домашних заданий. Мы же знаем, что каждый учитель скажет: «Без отработки изученного материала, без самостоятельной работы ученика не будет прогресса, не будет результата». Как же быть?

Нишанова К.С., Сынку О.П.


Ряд современных политиков и журналистов ратуют за отмену домашних заданий. Мы же знаем, что каждый учитель скажет: «Без отработки изученного материала, без самостоятельной работы ученика не будет прогресса, не будет результата». Как же быть? Как сделать так, чтобы ученики хотели выполнять задания? Гораздо важнее не то, сколько задано на дом, а что и как задано. Позвольте представить наш опыт и рассказать, как мы задаем домашнее. В данном случае мы опираемся на следующие принципы:
1) Заинтересуй. Конечно, невозможно, да и не нужно все задания сводить к юмору и интересным историям, но избежать явной банальщины просто необходимо. Надо сделать так, чтобы, выполняя работу, ученик почувствовал бы вкус хотя и крошечного, но лично им самим сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не машина, обязанная выполнять определенную работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу. Мы стараемся чередовать более сложные задания с более простыми, а монотонные, нужные для отработки какого-то правила, с более творческими – заполни таблицу, раскрась, реши кроссворд и так далее.
2) Задания должны быть дозированными. Заданий не должно быть много, но не должно быть и мало – нужно найти золотую середину. Постоянные сложные и объемные задания приведут к тому, что перестанут их делать, говоря молодежным сленгом, «забьют» на предмет. Слишком легкие задания станут казаться нормой, и ученики начнут лениться. Мы чередуем большие и маленькие задания, давая детям отдохнуть. В понедельник, день врабатывания и взрослых, и детей, заданий даем меньше, на выходные – упражнения полегче. Во вторых классах у нас сложилась традиция задавать на выходные слова к диктанту. Учитывая то, что мы работаем со словами всю неделю – записываем в словарь, смотрим различные презентации, где нужно вставить букву или поставить буквы в правильном порядке, задание оказывается совсем легким.
3) Объясни вовремя. У учеников есть особый «условный» рефлекс: если задание на дом дается за 15 мин до конца урока, то даже обычно очень дисциплинированные ребята начинают шуметь, словно уже наступила перемена. Поэтому есть смысл включить сообщение задания в ход урока.
Особенно легко этот вопрос решается на начальном этапе обучения в 1 классе. Сразу заметим, что домашнее задание на этом этапе обучения практически дублирует то, что было сделано на уроке. Мы не задаем читать новую историю или слушать новую запись, ведь гораздо легче выучить 5 новых слов, чем исправить одно неправильно заученное слово.
У каждого урока есть цель, которая должна быть четко сформулирована и донесена до учащихся. В первом классе это делается в виде элементарных предложений – сегодня мы будем читать историю и слушать запись.. После того, как мы закончили первую часть урока, поработав с текстом, мы сообщаем, что дома этот текст нужно прочитать еще раз, и даем рекомендации, как это делать, – вслух, несколько раз и т.д. Так происходит после каждой части урока. И тогда в конце урока дети сами могут назвать, что они проделали на уроке и что им нужно сделать дома.
4) Убедись, что все учащиеся поняли задание. В реалиях нашей школы ученики всегда могут уточнить,что задано на дом и как это делать. Тем не менее необходимо, чтобы все ученики еще на уроке поняли, что от них требуется и ожидается. Формулировки типа «Прочитайте отрывок!», «Повторите то, что мы прошли на уроке!», без дальнейших уточнений неприемлемы для домашних заданий. Мы стараемся удостовериться, что все школьники поняли, какое задание они должны выполнить дома. Иногда бывает достаточно, если один из учеников повторит формулировку домашнего задания.
Опытные педагоги придают значение тому, чтобы задание было всегда записано в дневник, и проверяют это. Мы понимаем, что в первом классе дети только учатся писать, потому на запись домашнего задания может быть потрачено много времени, ровно как и во 2 классе. При этом задания выглядят достаточно объемно, так как мы пытаемся включить небольшие рекомендации по его выполнению, например, прочитай вслух два раза или прослушай запись и повторяй за диктором вместо сухих записей «читать» или «слушать запись».Поэтому мы нашли такой выход – мы заранее распечатываем домашнее задание и в конце урока просто вклеиваем распечатку в дневник. При этом все равно можно говорить о развитии регулятивных УУД, так как дети знают, что дневник на урок принести нужно и его необходимо подать в конце урока.
5) Задано? Проверь! Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное на дом вы сможете проверить и оценить. Если учитель отказывается от контроля домашнего задания или относится к нему недостаточно серьезно, он тем самым разочаровывает ученика, поскольку игнорирует его работу, его достижения. Вкратце расскажем, как происходит проверка письменных заданий в 1 классе. В начале каждой четверти мы раздаем черно-белую картинку, которую дети раскрашивают на свой вкус. За наличие письменного задания мы клеим на картинку наклейку, соответствующую тематике, при этом комментируя, насколько хорошо сделано задание и нужно ли что-то доработать. Детям такая система очень нравится, они стремятся заработать как можно больше баллов. Таким образом, во втором классе у нас нет «злостных» нарушителей, систематически не выполняющих домашнее задание и мы полноценно пользуемся бальной системой оценивания.

← Возврат к списку советов